Права потребителей при оплате заказанного товара дистанционно
Из анализа правовых норм ст.432 Гражданского кодекса РФ п.13, п.14 Правил продажи товаров при дистанционном способе продажи товара по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 следует, что договор розничной купли - продажи при дистанционном способе продажи товара считается заключенным с момента получения продавцом, направившим публичную оферту, сообщения от покупателя о намерении приобрести товар, что порождает обязательства продавца по передаче товара и иные обязательства, связанные с передачей товара.
Пунктом 1 ст. 463 ГК РФ установлено, что если продавец отказывается передать покупателю проданный товар, покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи.
В статье 23.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» определены следующие гарантии для потребителей.
Продавец обязан передать товар покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
В случае если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара, то потребитель вправе потребовать:
- уплаты ему за каждый день просрочки неустойки (пени) в размере 0,5% суммы от предварительной оплаты товара;
- передачи оплаченного товара в установленный им новый срок;
- возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения, установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Согласно п. 4 ст. 23.1 Закона № 2300-1 требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение десятидней со дня предъявления соответствующего требования.
В случае нарушения права потребителя на получение оплаченного товара целесообразно направить продавцу претензию со ссылкой на указанные выше нормы. Добиться принудительного исполнения договора можно через суд.
Согласно п.19, п.21 Правил № 2463 информация о форме и способах направления претензий должна быть размещена на сайте и (или) странице сайта в сети «Интернет». В случае если такая информация продавцом не представлена, потребитель вправе направить претензию в любой форме и любым способом (п.21 Правил № 2463).
В случае необоснованного отказа продавца от удовлетворения требования, и при невозможности урегулировать разногласия в досудебном порядке, возникший имущественный спор в соответствии со ст. 11 ГК РФ потребитель вправе разрешить в судебном порядке.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ № 2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца.
Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Об оказании услуг (выполнении работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств
В первую очередь, перед входом в автосервис (далее — исполнитель) потребителям необходимо ознакомиться с информацией на вывеске данной организации, где должно быть указано: фирменное наименование организации, местонахождение (юридический адрес) (для индивидуальных предпринимателей — информация о государственной регистрации с указанием наименования зарегистрировавшего его органа), режим работы.
Далее, пройдя в помещение, где производится прием заказов, до заключения договора потребителям необходимо ознакомиться с размещенной (в удобном для обозрения месте) информацией об оказываемых услугах (выполняемых работах), а именно:
◆ с перечнем оказываемых услуг (выполняемых работ) и формами их оказания;
◆ с наименованием стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги (выполняемые работы);
◆ со сведениями об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг (выполняемых работ) установленным требованиям, в случае если такие услуги (работы) подлежат обязательному подтверждению соответствия (номер и срок действия документа, подтверждающего соответствие, орган, его выдавший);
◆ с ценами на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также ценами на используемые при этом запасные части и материалы и сведениями о порядке и формах оплаты;
◆ с гарантийными сроками, если они установлены;
◆ со сведениями о сроках выполнения заказов;
◆ с информацией о сотруднике, который будет оказывать услугу (выполнять работу), если это имеет значение исходя из характера услуги (работы).
После чего, если потребителем принимается решение о ремонте (обслуживании) личного автомобиля в конкретном автосервисе, и данные услуги (работы) соответствуют характеру деятельности автосервиса, исполнитель обязан заключить с потребителем договор в письменной форме (оформить заказ-наряд, квитанцию, либо иной документ), где должны быть указаны:
- фирменное наименование и место нахождение (юридический адрес) организации — исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);
- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;
- дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);
- цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
- марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
- цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;
- перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;
- должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя.
В случае, если для выполнения работ потребитель оставляет транспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), то исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность транспорта и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Данный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя.
Вторые экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю.
В любое время потребитель вправе проверять ход и качество выполнения работ. При этом исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.
Далее, перед выдачей исполнителем транспортного средства потребителю необходимо проверить его комплектность и технической состояние, а также объем и качество оказанных услуг (выполненных работ).
При этом необходимо знать, что исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги (выполнять работы) за плату, а также обусловливать оказание одних услуг (выполнение работ) обязательным исполнением других. Потребитель в данной ситуации вправе отказаться от оплаты оказанных без его согласия услуг (выполненных работ), а если они уже оплачены, — потребовать возврата уплаченных за них сумм.
Выдача автотранспортного средства потребителю производится после контроля исполнителем полноты и качества оказанной услуги (выполненной работы), комплектности и сохранности товарного вида автомототранспортного средства.
Впоследствии, в случае обнаружения недостатков оказанной услуги (выполненной работы) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя:
◆ безвозмездного устранения недостатков;
◆ соответствующего уменьшения установленной за работу цены;
◆ безвозмездного повторного выполнения работы;
◆ возмещения понесенных им расходов по исправлению недостатков своими силами или третьими лицами.
Требования, связанные с недостатками оказанной услуги (выполненной работы), могут быть предъявлены при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в ходе оказания услуги (выполнения работы) либо, если невозможно обнаружить недостатки при принятии оказанной услуги (выполненной работы), в течение гарантийного срока, а при его отсутствии - в разумный срок, в пределах 2 лет со дня принятия оказанной услуги (выполненной работы).
Требования рекомендуется изложить в письменном виде в 2-х экземплярах, один из которых с отметкой о вручении оставить у себя. В случае отказа исполнителя в удовлетворении требований потребителя в добровольном порядке, спор подлежит разрешению в суде.
Исковое заявление по выбору потребителя может быть направлено в суд по месту нахождения ответчика, заключения или исполнения договора, либо по месту жительства потребителя.
В случае реализации потребителем права на судебную защиту, защита прав потребителя Управлением возможна в порядке, предусмотренном ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в ее взаимосвязи с п.8 ст.40 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», согласно которым, орган государственного надзора может быть привлечен судом к участию в деле либо вправе вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2022 г. № 1501 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», опубликованным на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://www.pravo.gov.ru 31 августа 2022 г., вступившим в силу 8 сентября 2022 г., внесены изменения в п. 13 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. № 810.
С 8 сентября 2022 г. новой редакцией Правил предусматривается, что провоз пассажиром в поезде пригодного сообщения детей в возрасте не старше 7 лет осуществляется бесплатно.
Со всеми изменениями внесенными в Правила оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд можно ознакомиться по ссылке.
Вступили в силу новые Правила оказания услуг телеграфной связи
Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск информирует, о принятии 28.05.2022 года постановления Правительства РФ № 968 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи", которым утверждены новые соответствующие правила, а также признаются утратившими силу постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 222 "Об утверждении Правил оказания услуг телеграфной связи"
Указанное постановление Правительства РФ вступило в силу 01 сентября 2022 года.
Работает Единый консультационный центр, который функционирует в круглосуточном режиме, по телефону 8 800 555 49 43 (звонок бесплатный), без выходных дней на русском и английском языках.
Используя Государственный информационный ресурс для потребителей https://zpp.rospotrebnadzor.ru. Каждый потребитель может ознакомиться с многочисленными памятками, обучающими видеороликами, образцами претензионных и исковых заявлений, с перечнем забракованных товаров. На ресурсе размещена вся информация о судебной практике Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей.
О внесении изменений в Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2022 г. № 1351 вносятся изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
С 1 марта 2023 г. Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации, распространяются на товары, подлежащие маркировки средствами идентификации, реализуемые по договору купли-продажи, в том числе продажа по образцам и продажа дистанционным способом.
В частности, в Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации внесены такие новые понятия, как:
- перемаркировка товаров - повторное нанесение средств идентификации, в связи с утратой или повреждением ранее нанесенных средств идентификации;
- уведомление о вводе товаров в оборот – электронный документ, формируемый в системе мониторинга.
Кроме того, регистрация товаров будет осуществляться в подсистеме национального каталога маркированных товаров Российской Федерации участниками оборота товаров, в том числе при приобретении в целях дальнейшей реализации (продажи) товаров по результатам проведения торгов в рамках исполнительного производства и процедур банкротства, торгов имущества, конфискованного в порядке административного и уголовного производства, а также по результатам реализации имущества, обращенного в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность Российской Федерации, - участником оборота товаров, который приобрел данные товары.
Со всеми изменениями внесенными в Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации можно ознакомиться https://base.garant.ru/405092263/.
Финансовые мошенники
Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг
Пандемия коронавируса ускорила переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн-услуг.
- Кредитование:
Ø навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
Ø предоставление неполной информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
Ø скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
Ø займы, взятые посторонним на ваше имя;
Ø «порча» кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
Ø отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
Ø недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
Ø псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.
- Страхование:
Ø включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
Ø блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
Ø невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
Ø продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
Ø занижение суммы страховой выплаты.
- Инвестирование:
Ø предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
Ø сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
Ø некачественные консультации, в т.ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
Ø «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
Ø возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в Единый консультационный центр по телефону 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный). Центр функционирует в круглосуточном режиме без выходных дней на русском и английском языках.
При наличии признаков совершенного преступления вы можете обратиться на бесплатную «горячую линию МВД России» 8-800-222-74-47, через портал (если это Интернет-мошенничество, обратитесь в управление «К» МВД России) или в отделение полиции по месту жительства.
Права потребителя при получении платных медицинских услуг
Согласно Правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 (далее Правила), платные медицинские услуги - это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.
Потребитель имеет право на своевременное получение необходимой и достоверной информации об исполнителе и предоставляемых им услугах.
Исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения о:
- наименовании юридического лица или фамилии, имени и отчестве индивидуального предпринимателя; адресе места нахождения юридического лица или адресе места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию;
- о лицензии на осуществление медицинской деятельности: номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа;
- перечне платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
- порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с программами;
- медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации;
- режиме работы медицинской организации, графике работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг;
- адресах и телефонах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Договор заключается с потребителем и исполнителем в письменной форме и должен содержать сведения об исполнителе, предусмотренные Правилами; номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дату ее регистрации, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа; фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон потребителя (законного представителя потребителя); фамилию, имя и отчество, адрес места жительства и телефон заказчика - физического лица или наименование и адрес места нахождения заказчика - юридического лица; перечень платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с договором; стоимость платных медицинских услуг, сроки и порядок их оплаты; условия и сроки предоставления платных медицинских услуг; должность, фамилию, имя, отчество лица, заключающего договор от имени исполнителя, и его подпись, фамилию, имя, отчество потребителя (заказчика) и его подпись. В случае, если заказчик является юридическим лицом, указывается должность лица, заключающего договор от имени заказчика; ответственность сторон за невыполнение условий договора; порядок изменения и расторжения договора и иные условия, определяемые по соглашению сторон.
На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора.
В случае если при предоставлении платных медицинских услуг требуется предоставление на возмездной основе дополнительных медицинских услуг, не предусмотренных договором, исполнитель обязан предупредить об этом потребителя.
Без согласия потребителя исполнитель не вправе предоставлять дополнительные медицинские услуги на возмездной основе.
В случае если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, такие медицинские услуги оказываются без взимания платы в соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В случае отказа потребителя после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается, при этом потребитель оплачивает исполнителю фактически понесенные исполнителем расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.
Исполнитель в подтверждение факта оплаты обязан выдать потребителю документ установленного образца (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности).
После исполнения договора потребителю выдаются медицинские документы, отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг.
Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:
- назначить новый срок оказания услуги;
- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;
- потребовать исполнения услуги другим специалистом;
- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.
За нарушение установленных договором сроков исполнения услуг Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей» предусмотрена неустойка 3% от стоимости услуг за каждый день просрочки.
Требования потребителя о возврате денег и уменьшении стоимости предоставляемых услуг должны быть удовлетворены в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В случае отказа исполнителя в добровольном удовлетворении требований, спор в конечном итоге может быть разрешен исключительно судом (ст. 11 ГК РФ, п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07. 02. 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
При этом согласно п. 2 статьи 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения или пребывания ответчика, жительства или пребывания истца, либо заключения или исполнения договора.
Согласно п. 3 статьи 17 Закона потребители по искам, связанным с нарушением их прав освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Кроме этого, согласно ст. 15 Закона, потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которого определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.