Как вернуть товар ненадлежащего качества, купленный в кредит?
Согласно п.1. ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать от продавца полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
В настоящее время существует два варианта кредитования покупателя:
- Кредит предоставляет сам магазин. В данном случае кредит выдает непосредственно продавец, это действие классифицируется законодательством как продажа товара в рассрочку и такая сделка является двухсторонней – между продавцом и покупателем.
- Кредит предоставляется банком. В таком случае заключаются две сделки, первая между покупателем и банком – договор на предоставление кредита, вторая между покупателем и торговой организацией – заключение договора купли-продажи товара. Данная форма приобретения товара в кредит является наиболее распространенной.
Если процедура возврата товара, приобретенного обычным путем с оплатой полной стоимости, практически не вызывает вопросов, то возврат товара, купленного в кредит, ставит покупателя в тупик. Что же делать, чтобы вернуть свои деньги? Согласно п.5 ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «В случае возврата товара ненадлежащего качества, проданного в кредит, потребителю возвращается уплаченная за товар денежная сумма в размере погашенного ко дню возврата указанного товара кредита, а также возмещается плата за предоставление кредита».
Для начала потребителю необходимо учесть самое главное - если приобретенный товар сломался или в нем был выявлен дефект, вы не должны портить отношения с банком, выдавшим кредит. Поэтому ни в коем случае нельзя прекращать платить по кредиту – регулярно вносить деньги до тех пор, пока ситуация не разрешится в пользу потребителя. Банк не имеет никакого отношения к товару, он лишь выдал кредит на покупку, и потребители должны этот кредит погасить. Претензии нужно предъявлять магазину.
Потребителю необходимо расторгнуть с магазином, где совершалась покупка, договор купли-продажи данного товара. Для этого составляется в двух экземплярах заявление-претензию в свободной форме. Данная претензия направляются в торговую организацию. Затем магазин должен либо согласиться с требованием вернуть деньги, либо представить мотивированный отказ. Как правило, магазин отправляет товар на экспертизу, чтобы выявить причину неисправности. В случае если поломка возникла не по вине потребителя, магазин обязан возвратить деньги за купленную вещь в сумме первого взноса, так как потребитель заплатил их магазину. Если же товар в кредит приобретен без первого взноса, то лично потребителю магазин ничего возвращать не должен.
Поскольку до полного погашения кредита покупка считается собственностью банка, именно ему магазин должен будет перевести оставшуюся сумму (ведь от банка он и получил эту сумму).
На все эти процедуры: рассмотрение заявления, экспертизу, возврат суммы первого взноса и перечисление оставшейся суммы в банк – закон дает магазину 10 дней (ст. 22 Закона «О защите прав потребителя»). Когда потребитель получит от магазина сумму первого взноса, а банк – оставшуюся сумму, сделка купли-продажи будет считаться расторгнутой. На этом отношения потребителя с магазином заканчиваются.
Далее потребителю нужно получить от банка сумму, которую он уже успел выплатить по кредиту, для этого потребитель должен обратиться в банк с заявлением о досрочном расторжении договора о кредите. При этом необходимо обязательно указать, что причиной является расторжение договора купли-продажи с торговой организацией и что банк уже получил все денежные средства.
Если же магазин будет затягивать рассмотрение претензии, выплату денег в размере первоначального взноса или перечисление остатка в банк, то поможет только обращение в суд. Тогда магазину придется раскошелиться еще и на пени – 1 % от стоимости товара за каждый день просрочки.
Что делать, если к моменту, когда появилась необходимость вернуть товар в магазин и получить назад уплаченную сумму, кредит уже погашен?
В этой ситуации необходимо взять в банке документальное подтверждение того, что кредит погашен полностью, и с этими документами обратиться в магазин. В данном случае магазин должен вернуть деньги в сумме полной стоимости покупки лично потребителю, включая проценты и иные платежи, совершенные в погашение кредита.