Сбылись все мечты.
Имя Петра Мазуркина, талантливого резчика по дереву, известно далеко за пределами Чувашии и страны. Он лауреат республиканских выставок, всесоюзных и международного (1988) фестивалей народного творчества, победитель конкурса «Русь мастеровая» (2003). Его работы радуют не только россиян, они есть в частных коллекциях во многих странах мира.
А начало всему – в далеком детстве, в той среде, в которой рос и воспитывался будущий Художник.
Дед его, М.Макаров, участник трех войн, был разносторонним человеком: портняжил, ремонтировал часы, гармошки. Дяди играли на хромке, тети вышивали. Вся семья лепила из глиныигрушки, вырезала их из дерева. Все это умел делать и маленький Петя.
С детства Петр примеривал на себя разные «одежды». Мечтал стать поэтом: стихи его печатались в районной газете, республиканских детских изданиях. Хотел быть актером: играл в школьных спектаклях. Позже твердо решил посвятить жизнь музыке. Повезло с наставником: Домна Никифоровна Данилова учила школьный хор петь в четыре голоса, преподавала нотную грамоту. Поддавшись ее обаянию, Петя даже стал сочинять музыку. Поступил на музыкальный факультет заочного народного университета искусств в Москве. Хорошо рисовал, оформлял всю школьную стенную печать. После окончания музыкального факультета поступил в тот же университет на факультет живописи.
Но ни одну стезю из перечисленных он не выбрал. После окончания семилетки подался в профтехучилище города Сарани Карагандинской области, где осваивал профессию сварщика. Параллельно учился в вечерней музыкальной школе. Но, как обычно случается, жизнь расставила все по своим местам.
После ПТУ приехал он в родные Токшики в отпуск. Молодежь, знавшая его музыкальные и артистические способности, уговорила Петра остаться работать заведующим клубом. А позже предложили работу учителя пения в детском санатории. Здесь он встретил свою будущую жену Светлану. Человека тоже творческого, увлекающегося – певунью.
Настоящие превращения начались после рождения сына. Маленькому нужны были и кроватка, и коляска. В то время в магазине купить мебель или посуду было проблематично, тем более в сельской глубинке. Стол, табуретки, кроватку сыну Петр Яковлевич смастерил сам. Тут еще жена, как затеет пироги, посылает за корытцем к соседям. Стыдно было Мазуркину каждый раз обращаться за таким пустяком к людям. И решил он сам сделать эту нехитрую посуду, да не просто выдолбить, а украсить ее каким-нибудь узором. Показал соседям – понравилось, посыпались заказы. Много домашней утвари сделал тогда Петр Яковлевич. И каждому своему изделию давал названия. Например, пахталка с барельефной композицией – «Приглашение в Чувашию», книжная этажерка – «Русские писатели» и т. д.
Раньше в наших деревнях не знали иной посуды, кроме как деревянной. И захотелось Мазуркину эту традицию возродить. Стал ходить по селам, расспрашивать и изучать, у кого что осталось. Заодно присматривался к резным наличникам и воротам. А вечерами дома пытался творить. Пристально наблюдала за ним Светлана Александровна. Видит, мучается супруг. Вспомнила тут своего преподавателя из Мариинско-Посадского лесотехникума. Приходилось бывать у Г.Константинова дома, и она видела, какая там красивая резная мебель. Предложила мужу съездить к Геннадию Николаевичу. Тот с пониманием отнесся к начинающему мастеру. Многое рассказал, посоветовал, какие лучше подобрать инструменты. «Интересно,- делится резчик,- куда та мебель подевалась после смерти Константинова? Она могла бы заинтересовать любой музей. Очень уж резьба там причудливая, напоминала вышивку».
Правда, Мазуркина та резьба не совсем устраивала. Он считает, что это не традиционный чувашский стиль. Ему больше по душе такая, какой издревле украшали наши предки всю свою утварь и жилища.
Желание мастера возродить исчезающие промыслы совпало с началом возрождения в Чувашии народного творчества. В 1975 году его пригласили на республиканскую выставку. Из резчиков он оказался один. Поучиться было не у кого. И решили тогда они с супругой объездить музеи страны. Где только не бывали, посетили и Эрмитаж, и Русский музей. Благо в советское время не составляло труда поехать в любую точку страны. Для пытливого ума каждая поездка служила уроком. Хотелось не только повторить увиденное, но и создать свое, неповторимое. Стал Петр Яковлевич читать, изучать истоки народного творчества, обращался за советом к известным мастерам и художникам.
Сегодня ни один конкурс, ни один большой праздник в республике не проходит без участия уникального резчика.
Его самобытные выразительные изделия становятся победителями различных престижных выставок. К нему за советом, посмотреть и поучиться постоянно приезжают люди, очень часто дети. В его усадьбе, что в деревне Новое Шокино Моргаушского района, побывала не одна иностранная делегация. Здесь мебель, утварь, сам дом - все сделано своими руками. И усадьбу эту вполне резонно можно назвать частным музеем деревянного зодчества. До сих пор помнят сельчане, как однажды целую неделю гостили у них французы. Специально к их приезду по всей улице Петр Яковлевич устроил по своему проекту карусели для детей. А на своих пятидесяти сотках выставил все работы. В трех банях, истопленных у него и у соседей, французы пользовались шайками и ковшами, ведрами, сделанными из дерева. Гости остались очень довольны. Да и кухню подали им чувашскую: какай-шурби, хуран кукли, чакат и домашнее пиво трех сортов, сваренное по старинным народным рецептам. На лужайке танцевали, играли, пели чувашские, русские, французские песни. Показывал свое мастерство и фольклорный ансамбль «Янаш» Большесундырского Дома культуры. «Такие встречи,- считает мастер,- хорошая возможность популяризировать чувашскую культуру».
Работы Петра Мазуркина хранятся, как я уже отметила, не только в музеях, но и в частных коллекциях. Правда, отдает он в частные руки свои изделия неохотно. Работы его неповторимы, в каждой свой стиль,рисунок узора. «Я их делаю в единственном экземпляре. И мне очень жаль с ними расставаться»,- говорит резчик.
Работает мастер с любым деревом. В материале проблемы нет. Многие несут ему какие-то оригинальные сучки, коряги. Однажды привезли даже воз мореного дуба. Любит липу, вишню: очень красивая текстура. С мотивами тоже нет затруднений. Одухотворенность приходит по настроению. Иногда узоры и будущие скульптуры снятся во сне. Первый помощник, советчик и судья – жена. И на многие выставки, когда Петр Яковлевич занят очередным грандиозным творением, выезжает она.
Любой конкурс – это прежде всего творчество, плод поисков, упорного труда. К каждому Петр Яковлевич тщательно готовится. Но не все выставки по нраву Мазуркину. Особенно однодневные. Хочется мастеру везде чему-нибудь поучиться. А однодневные в этом смысле ничего не дают.
Талантливый человек, говорят в народе, талантлив во всем. Кроме того, что Петр Яковлевич известный резчик по дереву, он с увлечением занимается вышивкой. Вызывает восхищение его вышитое гладью полотно размером 2х3 м, посвященное М Сеспелю. А еще он собирает народные песни, восстанавливает старинные музыкальные инструменты, играет на них. В детстве, когда родители брали его на базар, он любил наблюдать за человеком, который мастерил гусли прямо на глазах у публики. Маленький Петя даже не катался на карусели, уж очень ему хотелось узнать секрет мастера. Теперь, когда приходят гости, мастер сам себе аккомпанирует на гуслях, сделанных собственными руками, и поет любимые народные песни.
«Если бы хоть одна моя детская мечта исполнилась, я бы не стал тем, кем стал,- говорит Мазуркин. – Но все мои мечты воплотились в одном – в дереве: в нем и видение художника, и мастерство актера, и песни музыканта. Ибо все эти профессии происходят от умения ТВОРИТЬ».