Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг вступают в силу с 1 сентября 2023 года
С 1 сентября 2023 года вступают в силу Правила оказания физкультурно-оздоровительных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. № 129 (далее – Правила).
Физкультурно-оздоровительные услуги – это деятельность, осуществляемая физкультурно-спортивной организацией независимо от ее организационно-правовой формы, направленная на удовлетворение потребностей граждан в сохранении и укреплении здоровья, физической подготовке и физическом развитии, включающая в себя, в том числе проведение физкультурных мероприятий.
В соответствии с указанными Правилами при оказании физкультурно-оздоровительных услуг исполнитель помимо информации, доведение которой предусмотрено Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», до заключения договора и в период его действия обязан предоставлять потребителю (заказчику) следующую информацию:
а) перечень оказываемых физкультурно-оздоровительных услуг, форм и (или) условий их предоставления, в том числе информация о форме и порядке их оплаты;
б) сведения о сроках оказания физкультурно-оздоровительных услуг;
в) сведения об условиях изменения или расторжения договора;
г) перечень и цена дополнительных платных физкультурно-оздоровительных услуг (при наличии), оказываемых исполнителем за отдельную плату в рамках заключенного договора, условия их приобретения и оплаты;
д) перечень категорий лиц, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании физкультурно-оздоровительных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации;
е) способы оплаты физкультурно-оздоровительной услуги;
ж) адрес, по которому принимаются претензии потребителя (заказчика);
з) номера телефонов исполнителя;
и) информация о Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Данная информация доводится до сведения потребителя (заказчика) на русском языке и дополнительно по усмотрению исполнителя на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации в наглядной и доступной форме (информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страница в социальных сетях) и должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени исполнителя.
Установлена обязанность исполнителя по просьбе потребителя (заказчика) или в случае необходимости без указанного обращения, без взимания дополнительной оплаты обеспечить:
- вызов скорой медицинской помощи;
- пользование аптечкой для оказания первой помощи.
Исполнитель вправе самостоятельно устанавливать правила посещения организации, оказывающей физкультурно-оздоровительные услуги, и пользования физкультурно-оздоровительными услугами, не противоречащие законодательству Российской Федерации и Правилам.
В случае оказания физкультурно-оздоровительных услуг по физической подготовке и физическому развитию исполнитель обязан обеспечить до оказания таких услуг инструктаж о технике безопасности потребителя, о чем получить подпись потребителя в соответствующем журнале проведения инструктажа. Правила техники безопасности утверждаются локальным актом исполнителя.
Правилами установлены особенности заключения договора дистанционным способом, а именно:
- исполнитель предоставляет потребителю (заказчику) подтверждение заключения договора после получения исполнителем сообщения потребителя (заказчика) о намерении заключить договор;
- подтверждение должно содержать номер заказа или иной способ идентификации заказа, который позволяет потребителю (заказчику) получить информацию о заключенном договоре и его условиях.
Настоящие Правила доводятся до сведения потребителя (заказчика) в наглядной и доступной форме (информационный стенд, доска объявлений, сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», страница в социальных сетях).
Информация, предоставляемая исполнителем при заключении договора о реализации туристского продукта
Право на необходимую и достоверную информацию - одно из основных прав туриста (ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон), ст. ст. 8, 9, 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее - Закон N 2300-I).
В соответствии с Правилами оказания услуг по реализации туристского продукта (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2020 г. № 1852, а также Законом исполнитель (турагент, туроператор) при заключении договора должен довести до сведения туриста следующую информацию:
- наименование и фирменное наименование (при наличии), основной государственный регистрационный номер, адрес, место нахождения, режим работы, номер контактного телефона, адрес электронной почты - для юридического лица;
- фамилия, имя, отчество (при наличии), основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, адрес места осуществления деятельности, режим работы, номер контактного телефона, адрес электронной почты - для индивидуального предпринимателя;
- режим работы;
- номер туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;
- размер финансового обеспечения ответственности туроператора, номер, дата и срок действия каждого договора страхования гражданской ответственности за неисполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта или каждой банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование, адрес, место нахождения организаций, предоставивших финансовое обеспечение (за исключением туроператоров, которым в соответствии с ч. 5 ст. 4.1 Закона такое обеспечение не требуется);
- сведения о членстве туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления соответствующей деятельности) (п.п. 5, 6 Правил);
- о полномочиях турагента совершать юридические и фактические действия по реализации туристского продукта;
- о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о возможности потребителя в случае неисполнения туроператором договора (ст. 17.4 Закона) обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к страховщику или гаранту;
- по требованию потребителя - информацию о дате, номере (при наличии), сроке действия и существенных условиях договора, заключенного между туроператором и турагентом, реализующим туристский продукт, сформированный туроператором (п. 10 Правил);
- о программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;
- об общей цене туристского продукта в рублях;
- о конкретных третьих лицах, которые будут оказывать отдельные услуги, входящие в туристский продукт (например, об организаторе заказанной туристом экскурсии или круиза в стране пребывания);
- о правилах въезда в страну (место) временного пребывания и выезда из нее, включая сведения о необходимости наличия визы;
- о необходимости самостоятельной оплаты туристом медицинской помощи, оказанной ему в стране временного пребывания, включая медицинскую эвакуацию туриста в стране временного пребывания и из страны временного пребывания в страну постоянного проживания, о возвращении тела (останков) туриста в страну постоянного проживания за счет заинтересованных в этом лиц в случае отсутствия у туриста договора добровольного страхования таких рисков;
- в случае заключения исполнителем от имени страховщика договора добровольного страхования перечисленных рисков - об условиях этого договора, о страховщике, организациях, осуществляющих организацию оказания медицинской помощи и возвращения тела (останков) туриста в страну постоянного проживания, а также о порядке обращения туриста в связи с наступлением страхового случая (о месте нахождения, номерах контактных телефонов страховщика, иных организаций);
- о возможности туриста обратиться за оказанием экстренной помощи с указанием сведений об объединении туроператоров в сфере выездного туризма и о способах связи с ним (номеров телефонов, факсов, адреса электронной почты);
- иные сведения, перечисленные в п. 9 Правил.
При заключении договора о реализации туристского продукта исполнителем доводятся до сведения потребителя Правила оказания услуг по реализации туристского продукта (п. 11 Правил).
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по требованию (п.7 Правил).
В соответствии со п. 1 ст. 29 Закона N 2300-I, исполнитель, не предоставивший туристу полной и достоверной информации о туристском продукте, несет ответственность за недостатки туристского продукта, выявленные после оказания услуг потребителю вследствие отсутствия у потребителя такой информации (п. 26 Правил).
За нарушение права туриста на полную и достоверную информацию исполнитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1
ст. 14.8 КоАП РФ.