Моргаушский муниципальный округ

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

Статья 294 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ) устанавливает ответственность за воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования.

Согласно диспозиции данной статьи, уголовная ответственность наступает за вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, а также прокурора, следователя или лица, производящего дознание, в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела.

Данные деяния являются одними из распространенных преступлений против правосудия.

Статья ставит под охрану деятельность всей судебной системы Российской Федерации по разрешению всех независимо от их характера дел, будь то уголовные, гражданские, административные либо дела о соответствии нормативных правовых актов Конституции России или по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

Ущерб интересам правосудия при вмешательстве в деятельность суда по осуществлению правосудия обычно причиняется путем посягательства на самостоятельность судов и независимость судей.

Вмешательство в деятельность суда может выражаться, к примеру, в воздействии на суд через средства массовой информации, в шантаже суда (угрозы оглашения позорящих, компрометирующих судью или просто конфиденциальных для него сведений), в создании судье неблагоприятных бытовых условий (многочисленные ночные звонки, подкуп соседей или членов разного рода товариществ (жилищных, дачных, гаражных и т.п.) в целях проведения ими враждебных акций по отношению к судье).

Формы вмешательства в расследование по делу аналогичны тем, которые могут быть использованы при вмешательстве в деятельность суда.

Вмешательство в деятельность суда или в расследование по делу, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 294 УК РФ), представляет собой более общественно-опасное преступление. Таким образом, интересы правосудия поставлены под охрану и от деяний, совершаемых работниками самой судебно-следственной системы.

В то же время вмешательство в деятельность суда или в расследование по делу путем шантажа с использованием служебного положения не замыкается правоохранительной сферой. Оно может совершаться, например, работником органов записи актов гражданского состояния, знающим о факте усыновления или удочерения.

Вмешательство может осуществляться не только путем психологического воздействия на волю судьи, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, но и посредством создания внешних затруднений для деятельности суда или расследования по делу. Оно может выражаться, к примеру, в запрещении производства следственных действий в помещении органа исполнительной власти, в изъятии, непредставлении документов, необходимых для судебного разрешения дела или расследования по нему, и т. д.

Составы преступлений, предусмотренные в ст. 294 УК РФ, являются формальными, для признания таких деяний оконченными достаточно установления самого факта вмешательства в деятельность суда или в расследование по делу.

Субъективная сторона указанных в ст. 294 УК РФ преступлений характеризуется прямым умыслом и специальной целью. Лицо осознает, что вмешивается в деятельность суда или в расследование по делу, и желает этого. Причем оно преследует цели воспрепятствовать либо осуществлению правосудия, либо всестороннему, полному и объективному расследованию по делу.