Моргаушский муниципальный округ

О применении законодательства в части оплаты услуг оказания стационарного социального обслуживания гражданами, проживающими в доме- интернате

Федеральным законом от 25.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. 21.07.2014 г.) «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе и категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 17 указанного Закона социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг. Условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату или частичную плату. В соответствии с ч. 4 ст. 31 настоящего Закона порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается Правительством РФ. Частью 4 ст. 32 Закона размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, рассчитанного в соответствии с ч. 4 ст. 31 настоящего Федерального закона. Согласно ст. 35 выше указанного Закона утвержденный органом государственной власти субъекта РФ в связи с принятием настоящего Федерального закона перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте РФ по состоянию на 31.12.2014 г. перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации. Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в субъекте РФ, не может быть сокращен по сравнению с установленным в субъекте РФ по состоянию на 31.12.2014 г. перечнем социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания в субъекте Российской Федерации. С учетом длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком предоставления социальных услуг в субъекте РФ, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте РФ и условия ее предоставления в соответствий с настоящим Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31.12.2014 г., а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31.12.2014 г. (настоящий Закон вступил в силу с 01.01.2015 г.) Постановлением Правительства РФ от 18.10.2014 г. № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно в целях реализации вышеуказанного ФЗ от 25.12.2013г. № 442-ФЗ, которые вступили в силу с 01.01.2015 г. Согласно Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются следующие доходы, полученные в денежной форме: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Правилами при расчете среднедушевого дохода учитываются доходы, полученные гражданином в денежной форме. Доходы, полученные гражданином в натуральной форме, при расчете среднедушевого дохода не могут быть учтены. Согласно ст. 6.3, 12 и 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" единовременная денежная выплата относится к социальному пособию и подлежит учету при расчете среднедушевого дохода. Из материалов проверки следует, что в основном оплата предоставляемых услуг гражданам в доме - интернате осуществляется путем удержания из их пенсий на основании личных заявлений. Согласно п. 3.2 каждого из договоров о представлении соцуслуг от 01.01.2015 г. плата за предоставление соцуслуг в стационарной форме рассчитывается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 1075 от 18.10.2014 г. Расчет платы за предоставление данных услуг производится из среднедушевого дохода, складывающегося из сумм дохода получателей социальных услуг за 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу оплаты. Размер ежемесячной платы за предоставление соцуслуг рассчитывается на основе тарифов на соцуслуги, представляемых на постоянной основе, но не может превышать 75 % СДД получателей соцуслуг. Следует обратить внимание граждан на то, что если договоры на предоставление социальных услуг были заключены до 31.12.2014г. и существенных изменений в предоставлении соцуслуг не произошло, то правоотношения согласно старым договорам продолжают действовать. То есть сохранение в 2015 г. того же перечня услуг (условия проживания, питания, медицинского обслуживания), что и в 2014 г. свидетельствует о длящихся правоотношениях между получателями соцуслуг и домом-интернатом, и не может повлечь для граждан как заказчиков соцуслуг изменение оплаты в сторону увеличения. Однако, если договоры на оказания соцуслуг были заключены с 01.01.2015г., то есть с момента вступления в силу положений Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"» и позже указанной даты, то оплата за предоставление социальных услуг в доме - интернате будет производится с учетом действующего на сегодняшнее время законодательства. Таким образом, изменение условий существующих прежних договоров с ухудшением положения заказчиков (граждан, проживающих в доме - интернате) в части оплаты предоставляемых соцуслуг недопустимо.

Прокуратура Моргаушского района