Технически сложные товары надлежащего качества, купленные через интернет-магазин, можно вернуть с соблюдением условий, которые предусмотрены законом
У технически сложных товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом, есть особенности возврата. Потребитель может вернуть такой товар в течение 7 дней с момента получения. В случае если продавец не сообщил в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
У технически сложных товаров надлежащего качества, приобретенных дистанционным способом, есть особенности возврата. Потребитель может вернуть такой товар в течение 7 дней с момента получения. В случае если продавец не сообщил в письменной форме о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
Разберем ситуацию потребителя, обратившегося за помощью в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области. Потребитель выбрал и оплатил смартфон и два планшета (отнесены к технически сложным товарам) на сайте интернет-магазина «Вайлдберриз».
В процессе доставки товаров потребитель решил, что заказанные товары ему не нужны и принял решение отказаться от заказанных товаров и возвратить оплаченную сумму. Однако в возврате денежных средств интернет-магазином было отказано, так как данные товары являются невозвратными.
Так, согласно п. 41 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463, при дистанционном способе продажи товара возврат технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества возможен если сохранены его потребительские свойства, товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения данного товара у этого продавца.
На основании п.4 ст. 26.1 Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
С учетом изложенных норм права, возврат технически сложного товара надлежащего качества, приобретенного дистанционным способом, возможен при условии сохранения его товарного вида, потребительских свойств, а также документа, подтверждающего факт и условия покупки указанного товара. Запретов на возврат приобретенных дистанционным способом технически сложных товаров положения статьи 26.1 Закона РФ №2300-1 не предусматривают.
Указанный вывод согласуется с судебной практикой (Определение Конституционного Суда РФ от 26.10.2021 № 2284-О; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 № 88-9112/2021; Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 № 88-9112/2021).
В случае если у потребителя имеется достаточно доказательств, подтверждающих нарушение его прав, он вправе обратиться в суд, поскольку защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом.
Полномочия Управления в данной ситуации могут быть реализованы путем участия в судебном процессе, в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для дачи заключения по иску потребителя.