Что необходимо знать при оказании парикмахерских услуг
Услуги, предоставляемые парикмахерскими (салонами красоты), регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон №2300-1 и Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2021 №1514 (далее – Правила №1514).
В соответствии с вышеуказанными нормативно-правовыми актами, под потребителем (клиентом) понимается гражданин имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Основным правом, согласно Закона №2300-1 и Правил №1514, является право потребителя (клиента) на получение достоверной информации, к примеру, которая размещается на вывеске организации: фирменное наименование (наименование) организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы.
Кроме того, в удобном для обозрения потребителей месте в парикмахерской (салоне красоты) должна размещаться информация об услугах, которая в обязательном порядке должна содержать:
перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), форм и (или) условий их предоставления;
указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
сроки оказания услуг (выполнения работ);
данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги (работы);
требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
При оказании парикмахерских услуг перед работой с каждым новым потребителем лицо, оказывающее услугу, обязано вымыть руки с мылом или средством, используемым в качестве мыла.
При химической завивке и окраске волос лицо, оказывающее услугу, обязано сделать потребителю биологическую пробу на чувствительность в соответствии с условиями применения и предупреждениями, указанными на этикетке или в инструкции к используемой парфюмерно-косметической продукции.
Договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения: фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; вид услуги (работы); цена услуги (работы); точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором об оказании услуг (выполнении работ) либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора об оказании услуг (выполнении работ) выдается исполнителем потребителю.
Договор об оказании услуг (выполнении работ) в отношении услуги (работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
В случае обнаружения недостатков оказанной услуги потребитель вправе потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги;
- соответствующего уменьшения цены оказанной услуги;
- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьим лицом.
Кроме того, потребитель вправе расторгнуть договор об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки оказанной услуги исполнителем не устранены. Потребитель также вправе расторгнуть договор об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги или иные существенные отступления от условий договора.
Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками оказанной услуги.
В случае отказа от добровольного удовлетворения требований потребителя, потребитель вправе за защитой нарушенных гражданских прав обратиться в суд (п. 1 ст.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
В соответствии с п.2 ст.17 Закона №2300-1, потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика. При этом в соответствии с п.3 ст.17 Закона №2300-1 и подп. 4. п.2 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.
В соответствии со ст.15 Закона №2300-1 потребитель при наличии вины ответчика за нарушение его прав вправе обратиться в суд и потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется также судом.
Согласно ч.1 ст.47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.8 ст.40 Закона №2300-1 Роспотребнадзор (его территориальные органы) могут вступать в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу до принятия решения судом первой инстанции.
В случае реализации права на судебную защиту, потребитель вправе обратиться в суд с заявлением о привлечении управления Роспотребнадзора по Самарской области как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей для дачи заключения по гражданскому делу (при подаче иска это достигается посредством включения государственного органа в состав участников дела, после возбуждения соответствующего гражданского дела - отдельным заявлением истца).
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в г.Новочебоксарск в постоянном режиме ведется информирование и консультирование граждан по основам законодательства, действующего на потребительском рынке.