Что делать, если цена товара на чеке и ценнике не совпадает?
Потребитель имеет полное право требовать продать товар по той цене, которая указана на ценнике.
Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1) установлено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Информация о товарах в обязательном порядке должна содержать, в том числе цену в рублях и условия приобретения товаров.
В соответствии с п.3 Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2463 (далее – Правила № 2463), продавец обязан обеспечить наличие ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, цены за единицу товара или за единицу измерения товара (вес (масса нетто), длина…).
Договор розничной купли-продажи товаров в силу положений ст.494 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) является публичной офертой, а значит должен заключаться с любым гражданином, выразившим волеизъявление. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
Покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи (п. 1 ст. 500 ГК РФ).
При выявлении несоответствия цен на ценниках и чеках, потребителю необходимо зафиксировать информацию о цене, размещенную на ценнике. Фиксация информации о цене, размещенной на ценнике товара, потребуется для использования в качестве доказательства в случае возникновения спора с продавцом.
Несоответствие цены указанной на ценнике цене в чеке – это основание для отказа от договора купли-продажи и предъявления требования о возврате денежных средств, уплаченных за товар, и о возмещении убытков (ст.12 Закона № 2300-1). В этом случае потребителю следует обратиться к продавцу или администратору магазина и потребовать продать товар по цене, указанной на ценнике (то есть вернуть разницу цен на ценнике и в чеке) либо осуществить полный возврат оплаченных за товар денежных средств.
Если сотрудник магазина отказывается выполнить требование потребителя, необходимо предъявить письменную претензию (приложив к ней копию кассового чека и фотографии ценника) в адрес продавца (индивидуальный предприниматель либо организация), в двух экземплярах, с четко сформулированными требованиями:
- о возврате разницы в цене товара, указанной в чеке и ценником
- возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков в связи с не предоставлением возможности незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (п. 1 ст. 12 Закона № 2300-1).
В своей жалобе необходимо потребовать от администрации магазина письменного ответа на обращение (п.5 Правил № 2463).
Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным письмом с уведомлением о вручении.
При отказе продавца в удовлетворении претензии потребитель вправе обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. В соответствии со ст. 17 Закона № 2300-1 иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора. В порядке ч.3 ст. 17 указанного закона потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.